Понедельник
28.05.2018
00:17
Категории каталога
Дети [1]
Родители [1]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт Иващенко Ольги Петровны
Главная » Статьи » Методика работы » Дети

Классный руководитель – архитектор коллектива, где комфортно каждому

В годы застоя у людей образовался дефицит духовности, поэтому в период перестройки многие растерялись, не сумели сделать правильный нравственный выбор, свобода родила страх перед ответственностью, многие не нашли свою нишу в жизни. И политики, и экономисты, и педагоги стали искать выход.
Национальный проект «Развитие образования» положил начало важным переменам в области образования и поставил перед нами вопросы: «Как воспитывать ребенка в современных условиях жизни?», «Что делать, чтобы каждому школьнику было комфортно в школе?», «Что сделать, чтобы современная школа стала моделью устройства будущего общества страны?»
Большое начинается с малого. Поделюсь опытом своей работы. Воспитание учеников и формирование классного коллектива начинаю с 5-го класса.
Увидеть личность каждого ученика и реализовать в деле сполна его возможности – вот главная задача на первоначальном этапе. Большой разброс индивидуальных и личностных особенностей ребят требует особого внимания к формированию группового климата. С этой целью ставлю себя в позицию каждого ученика и пытаюсь понять, что чувствует и переживает ребенок, а затем по мотивации его поступков сужу о результате его действия, выявляю позицию ученика, его отношение к школе.
Дети ждут от учителя помощи, а не дидактических наставлений, хотят видеть в школе место, где их любят и ждут, где радуются не их поражениям, а успехам, где есть свобода для проявления личностных особенностей характера. Таков современный школьник, желанию которого должен соответствовать современный воспитатель.
Следующая задача перед учителем – это выявление личностных особенностей ребят в действии. Сразу видны лидеры, их функциональными обязанностями в коллективе являются решение главных задач. Коммуникативные ребята выполняют координирующие и организаторские функции, а экспрессивные, эмоциональные дети чаще всего проявляют свои способности в творчестве. В соответствии с таким регламентом и осуществляется общественная работа: каждый делает то, в чем ярче всего проявляются его способности. Но есть и  четвертая группа детей – это изгои, место пребывания которых на последней парте. Принцип «ущербности»в классе всегда наблюдается. К таким детям относятся те, кто отличается своей неадекватностью в поведении или высокомерием и неприятием общей позиции класса, или дети, имеющие слабое интеллектуальное развитие. В этом случае классный руководитель находит индивидуальные подходы к таким детям.
Создание единого коллектива – это архисложная задача воспитателя. Считаю, что главный метод воспитания не словесный, а действенный, ибо одним словом не воспитаешь честность, доброту и справедливость. Поэтому важную роль в создании межличностных отношений выполняет игра.
На уроках литературы создаются группы, перед которыми ставятся задачи. Сразу находятся координаторы, которые распределяют роли. Ни один ребенок не остается безучастным. Игра позволяет самораскрыться ребенку, преодолеть себя, изучить других. Принцип толерантности вступает в действие. Дети умеют слышать друг друга, находить совместное решение для поставленной задачи, учатся терпению, пониманию. А это и есть лучший вариант межличностных отношений в коллективе. Так рождается уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание и общность – условия, в которых комфортно каждому ученику.
Театрализованные представления помогают ребенку самораскрыться, утвердиться в мысли о своих творческих способностях, что позволяет повысить свою самооценку, осознать свою индивидуальность, уникальность.
Воспитательная работа не ограничивается только рамками школы. Я изучаю потенциальные возможности детей на внешкольных спортивных состязаниях, поэтому посещаю соревнования, конкурсы, в которых участвуют мои ученики.
Важным моментом в духовном становлении личности является национальное самосознание. Ребенок задает себе вопрос: кто я в этом мире? И какой этот мир, где мне придется жить и работать? С целью найти ответы мы едем каждый месяц на экскурсии. Я даю детям почувствовать и ощутить, что такое Родина; она становится для ребенка тем местом, которое при жизни никому нельзя отдать.
Любовь к Родине, к России не должна перейти в ксенофобию. Поэтому параллельно знакомлю с культурой и жизнью других народов – мы участники дней празднования культуры японцев, итальянцев, китайцев в Москве. Знакомясь с культурой разных народов, дети начинают уважительно относиться к ребятам разных национальностей. И это залог будущих отношений взрослых уже людей в России. Поэтому в детском коллективе комфортно и татарам, и украинцам, и евреям, и русским.
Но комфорт и благополучие в коллективе определяются высокой культурой детей. Для развития культуры мы спешим в театр, где мы умеем «пропускать» через себя увиденное. А это – воспитание с приставкой «со»: сочувствие, сопереживание, сострадание. Так рождается духовное начало, которое развивается на протяжении 7 лет. Мы знакомимся с различными жанрами искусства: живописью, драматическим искусством, пластикой в хореографии, самым сложным видом воздействия искусства на психику ребенка – музыкой. Международный Дворец Дома музыки знакомит нас с гармонией оркестрового звучания, органной музыкой, искусством оперного пения.
По мере духовного становления ребенка появляются новые отношения в коллективе, основанные на общих вкусах, взаимных пристрастиях. Каждый имеет и свою позицию в высказывании, умеет отстаивать свою точку зрения. Этот мир, в котором консолидируются интересные люди, становится миром их гармоничного сосуществования, по этой модели они будут строить жизнь дальше. Это и станет нашим маленьким, но таким ценным вкладом для прогрессивного развития нашей страны России.
 

Иващенко О.П.

 

Категория: Дети | Добавил: olgap (08.02.2009)
Просмотров: 1336 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.2/10 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: